Основная проблема во время подготовки к ЕГЭ по литературе — это написание сочинения по методу анализа произведений. Часто выпускники начинают пересказывать текст в своих работах, указывать слишком много фактического материала или цитат.
Мы подготовили специальный чек-лист, благодаря которому вы сможете научиться анализировать все произведения из кодификатора.
КОНТЕКСТ И ЖАНР
Автор
Когда жил автор? Что из его биографии могло отразиться на творчестве? К какому литературному направлению он принадлежал? Какие черты его поэтики ты помнишь? Каким авторам он подражал? На каких авторов он повлиял?
Название
В названии содержится какой-то образ, символ? Название отсылает к другому произведению культуры? Как название соотносится с содержанием? Есть ли эпиграфы?
Дата написания
Как быстро было написано это произведение? Оно посвящено актуальным событиям, прошлому или будущему? Какой исторический контекст?
Род
К какому литературному роду относится текст? Почему этот род оказался наиболее подходящим для произведения?
Жанр
Какой жанр у произведения? Это авторский жанр или он соотносится с классической теорией литературы? Такой жанр типичен для времени написания текста?
СОДЕРЖАНИЕ
Композиция
Композиция линейная или особенная? Почему автор выбирает именно такую композицию? Как композиция влияет на восприятие содержания?
Хронотоп
Выдержано ли единство пространства и времени? Какие пространства и времена содержатся в произведении? Чем они отличаются, а чем похожи? Какие есть интерьеры?
Автор 2.0
Видим ли мы автора в тексте? Присутствует ли несколько рассказчиков или хотя бы один? Ярко ли выражена авторская позиция? Есть ли герои-носители авторской позиции? Явлен ли лирический герой в стихотворениях?
Персонажи и система мотивов
Какая система героев в произведении? Можно ли однозначно разделить героев на категории? Какие образы и мотивы сопровождают героев? Какую характеристику можно дать персонажам?
Конфликт\Проблематика
Конфликт разрешим или герои обречены? Один ли конфликт произведении? Какова проблематика текста?
Тема и идея
О чем этот текст? Что является главной мыслью? Насколько сильно зашифрован смысл? Что помогает определить его?
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ
Ритмика
Какая рифмовка использована, если произведение относится к лирике? Какой в стихотворении размер? Присутствуют ли единоначалия, ассонансы, аллитерации? Что нового они добавляют тексту? Это актуально для каждого из родов литературы. Какова длина предложений? Важно ли это?
Настроение текста
Каким текст воспринимает читатель? Текст комичный, возвышенно-грустный, мрачный? Что способствует такой атмосфере? Настроение текста статично или присутствует градация?
Тропы
Присутствуют ли гиперболы\литоты? Какой эмоциональный\смысловой заряд несут эпитеты? Присутствуют ли сравнения, метафоры, олицетворения? Как они трансформируют восприятие конкретного образа? Использует ли автор аллегории, перифразы, аллюзии, эвфемизмы? В тексте есть фигуры речи: риторические вопросы, восклицания и обращения, повторы?
ВЫВОД
Как все перечисленное работает вместе и создает художественный мир произведения Как все перечисленное отражает проблематику текста или конкретную проблему? Как все перечисленное отражает уникальность произведения?
Надеемся, этот чек-лист облегчит вам подготовку к ЕГЭ по литературе. С любовью, команда Вили Брик!