Классический стендап, каким мы его сейчас представляем, распространился в России не так давно. Однако читать шутки со сцены и делать из этого шоу – не что-то новое и уникальное для нашей страны. В сегодняшней статье мы узнаем, как развивался российский стендап десятилетия назад и какие шутки считались смешными.
Зарождения стендапа в России
Задолго до становления современного стендап-движения в Советском Союзе большую популярность имели юмористические выступления. Этот жанр зародился во второй половине XX века и стал очень популярен среди советских граждан.
В то время на сцене выступали профессиональные артисты. Они шутили на социальные вопросы, затрагивали темы семейных отношений, государства и советского быта. Некоторые современные комики видят в советских «стендап»-карикатурах сатиру на идеологию и однообразную действительность СССР.
В то время на сцене выступали профессиональные артисты. Они шутили на социальные вопросы, затрагивали темы семейных отношений, государства и советского быта. Некоторые современные комики видят в советских «стендап»-карикатурах сатиру на идеологию и однообразную действительность СССР.
Особенности советского стендапа
Основным жанром советских «стендаперов» была «разговорная комедия», а его проявление стало называться «юмористическим диалогом» — прототип современных стендап-выступлений. Комики эстрады показывали сценки и миниатюры, карикатуры и юмористические зарисовки из жизни.
Аркадий Райкин – один из первых советских юмористов
В СССР комедийный артист был экспрессивен. Он многое брал яркой мимикой и жестикуляцией, часто использовал театральные приемы. Особенностью работы советского «стендапера» стало то, что его деятельность была ограничена цензурой, о которой дальше мы поговорим.
Цензура – одна из особенностей советского стендапа. Её можно назвать как и ограничением для творчества тогдашних сатириков, так и преимуществом. Из-за того, что на определённые темы нельзя было шутить, советские «стендаперы» выдумывали новые формы слова, необычные метафоры, креативные изречения и неповторимые шутки. Своим юмором они ничуть не уступали Западу, где изначально и зародилось стендап-движение.
Конечно, стоит отметить ещё раз, что первые российские стендаперы были профессиональными артистами, а порой даже писателями-сатириками. Они были юмористами и зачастую наполняли свои номера артистическими выступлениями и небольшими экспрессивными сценками. Иногда юмористы играли пародии и создавали настоящее шоу на советской сцене.
Цензура – одна из особенностей советского стендапа. Её можно назвать как и ограничением для творчества тогдашних сатириков, так и преимуществом. Из-за того, что на определённые темы нельзя было шутить, советские «стендаперы» выдумывали новые формы слова, необычные метафоры, креативные изречения и неповторимые шутки. Своим юмором они ничуть не уступали Западу, где изначально и зародилось стендап-движение.
Конечно, стоит отметить ещё раз, что первые российские стендаперы были профессиональными артистами, а порой даже писателями-сатириками. Они были юмористами и зачастую наполняли свои номера артистическими выступлениями и небольшими экспрессивными сценками. Иногда юмористы играли пародии и создавали настоящее шоу на советской сцене.
Михаил Жванецкий – советский писатель-сатирик
Можно ли назвать советский стендап – стендапом?
Современные последователи стендап-движения до сих пор спорят: можно ли считать юмористические монологи из СССР стендапами?
С одной стороны, выступления начала XX века имеют различия от перфомансов юмористов XXI века. Сейчас уже нельзя увидеть, как артист «выступает с листочка» и читает готовые фразы в зрительный зал. Темы шуток изменились и расширились, современные стендаперы транслирует совершенно новые идеи и мысли, советская цензура, сильно ограничивающая творцов раньше, исчезла. Также новые черты приобрела подача материала и её форма.
Но, с другой стороны нельзя, отрицать, что юмористические выступления СССР стали прототипами того, что мы можем видеть сейчас. Тот же «микрофон» и зрительный зал людей, для которых юмор – это досуг.
С одной стороны, выступления начала XX века имеют различия от перфомансов юмористов XXI века. Сейчас уже нельзя увидеть, как артист «выступает с листочка» и читает готовые фразы в зрительный зал. Темы шуток изменились и расширились, современные стендаперы транслирует совершенно новые идеи и мысли, советская цензура, сильно ограничивающая творцов раньше, исчезла. Также новые черты приобрела подача материала и её форма.
Но, с другой стороны нельзя, отрицать, что юмористические выступления СССР стали прототипами того, что мы можем видеть сейчас. Тот же «микрофон» и зрительный зал людей, для которых юмор – это досуг.