Антон Чехов, известный русский драматург и новеллист, однажды сказал: «Если в первом акте вы повесили пистолет на стену, то в следующем из него надо выстрелить. Иначе не кладите его туда». Это известное высказывание породило понятие «чеховское ружьё», которое непосредственно относится к элементу повествования.
Но что же это такое – «чеховское ружьё»? Почему этот термин поменял драматургию всего мира? Об этом и другом читайте в нашей сегодняшней статье!
О термине «чеховское ружьё»
Чеховское ружьё — это драматургический принцип, гласящий, что каждый элемент в рассказе должен быть необходим и уместен. Это литературный прием, при котором кажущийся незначительным элемент, представленный в начале рассказа, позже оказывается значительным и важным для разрешения сюжета.
Концепция чеховского ружья приобрела популярность в киноиндустрии, но также широко использовалась в литературе. Многие авторы использовали эту технику, чтобы заинтересовать своих читателей и создать ощущение предвкушения.
Концепция чеховского ружья приобрела популярность в киноиндустрии, но также широко использовалась в литературе. Многие авторы использовали эту технику, чтобы заинтересовать своих читателей и создать ощущение предвкушения.
«Чеховское ружье» в литературе
Один из самых известных образцов Чеховского ружья встречается в серии книг Дж.К. Роулинг о Гарри Поттере. В первой книге Гарри получает плащ-невидимку от анонимного отправителя. Поначалу это кажется нужным и интересным предметом, который он иногда использует, чтобы прятаться и красться по Хогвартсу. Однако в последней книге Роулинг раскрывает, что плащ является одним из Даров Смерти и играет жизненно важную роль в развязке истории.
Другой пример можно найти в рассказе «Скандал в Богемии» Артура Конан Дойля. В этом рассказе Шерлок Холмс и Ватсон знакомятся с Ирэн Адлер, красивой и умной женщиной, которая, кажется, не имеет прямого отношения к делу, над которым они работают. Однако по мере развития сюжета выясняется, что у Адлер есть фотография, которая потенциально может разорить члена королевской семьи. Фотография становится ключевым элементом в развязке рассказа, и читатель понимает, что это все время было Чеховское ружьё.
В произведении Ф. Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» зеленый свет над заливом — тонкий символ, который появляется в начале истории, но становится важным только в конце, когда он превращается в метафору тоски Гэтсби по своей возлюбленной Дейзи.
Другой пример можно найти в рассказе «Скандал в Богемии» Артура Конан Дойля. В этом рассказе Шерлок Холмс и Ватсон знакомятся с Ирэн Адлер, красивой и умной женщиной, которая, кажется, не имеет прямого отношения к делу, над которым они работают. Однако по мере развития сюжета выясняется, что у Адлер есть фотография, которая потенциально может разорить члена королевской семьи. Фотография становится ключевым элементом в развязке рассказа, и читатель понимает, что это все время было Чеховское ружьё.
В произведении Ф. Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» зеленый свет над заливом — тонкий символ, который появляется в начале истории, но становится важным только в конце, когда он превращается в метафору тоски Гэтсби по своей возлюбленной Дейзи.
«Чеховское ружьё» в кино
Использование «чеховского ружья» в фильмах — широко популярный прием повествования, которому прибегают сценаристы и режиссёры для удержания внимания зрителей и вовлечения их в историю. Хорошим примером использования «чеховского ружья» в кино является фильм «Тёмный рыцарь» 2008 года.
Вспомним сцену, где Джокер посещает пентхаус Брюса Уэйна, и зрителю показано, как он смотрит на стеклянный стол, который был продемонстрирован в более ранней сцене. Стол имеет характерный дизайн, а кадр камеры подчеркивает его специфические детали.
Позже в фильме, когда Джокер нападает на вечеринку Брюса Уэйна, он использует тот же стеклянный стол, чтобы проникнуть в пентхаус. Использование стола в обеих сценах — отличный пример использования «чеховского ружья», добавляющий истории еще один уровень глубины и смысла.
Вспомним сцену, где Джокер посещает пентхаус Брюса Уэйна, и зрителю показано, как он смотрит на стеклянный стол, который был продемонстрирован в более ранней сцене. Стол имеет характерный дизайн, а кадр камеры подчеркивает его специфические детали.
Позже в фильме, когда Джокер нападает на вечеринку Брюса Уэйна, он использует тот же стеклянный стол, чтобы проникнуть в пентхаус. Использование стола в обеих сценах — отличный пример использования «чеховского ружья», добавляющий истории еще один уровень глубины и смысла.
Для чего нужно «чеховское ружьё»?
Использование чеховского приёма в кино — мощная повествовательная техника, чтобы удерживать аудиторию вовлечённой в историю. Это простой, но эффективный способ добавить глубину и значимость кажущимся незначительным деталям, сделав их неотъемлемой частью общего повествования.
Более того, концепция чеховского ружья широко использовалась в литературе, чтобы зацепить читателя, создать напряжение и предвкушение, а также добавить глубину и сложность рассказу. Будь то объект, часть информации или событие, введение, казалось бы, незначительного элемента в начале повествования и придание ему важности позже в истории может быть эффективным способом удержать внимание читателей и создать запоминающуюся историю.
Более того, концепция чеховского ружья широко использовалась в литературе, чтобы зацепить читателя, создать напряжение и предвкушение, а также добавить глубину и сложность рассказу. Будь то объект, часть информации или событие, введение, казалось бы, незначительного элемента в начале повествования и придание ему важности позже в истории может быть эффективным способом удержать внимание читателей и создать запоминающуюся историю.
С любовью, команда SMITUP!