Блог новостей

«Бульдозерная» выставка: как это было на самом деле

Новое История
«Бульдозерная выставка» – одна из самых известных акций неофициального искусств в СССР. Выставка картин прошла в 1974 году и была организована под открытым небом в Беляево.

На акции присутствовали около двадцати художников и представители зарубежных СМИ – для них это был настоящий резонанс! Однако событие было быстро разогнано властями и навсегда вошло на страницы истории.

Но что же с этой выставкой произошло? Почему ее в буквально смысле разгоняли бульдозерами? И при чем тут Брежнев?

Немного предыстории

Выдающимся событием, состоявшимся в Москве в сентябре 1974 года, была Бульдозерная выставка СССР. Она была уникальна не только по своему масштабу, но и по значению в демонстрации независимого художественного движения в Советском Союзе, возникшего в период культурного застоя.

Самый настоящий резонанс! «Бум» в советском обществе!

Выставка прошла в открытом поле возле Измайловского парка, где свои творения представили многочисленные художники и скульпторы. Произведения искусства преимущественно представляли собой инсталляции, сделанные из утилизированного металлолома и выброшенного оборудования, символизирующие распад и устаревание советской промышленной системы.

Картина Лидии Мастерковой. Фото Владимира Сычёва

Одним из самых знаковых экспонатов стал памятник «Прощай, оружие» — удивительная скульптура, созданная из металлолома, собранного от старых танков и военной техники. Эта скульптура, созданная известным художником Эрнстом Неизвестным, стала изображением последствий гонки вооружений. Как бы это сейчас назвали – «мощный месседж», который до этого никто не делал.

Приглашение на «бульдозерную»выставку на открытом воздухе

Бульдозерная выставка привлекла большую аудиторию, среди которой были любители искусства, ученые и даже просто любопытные прохожие. Для зевак это казалось чем-то удивительным, выходящим за рамки разумного и привычного!

Участники «бульдозерной» выставки

Откуда бульдозеры? Или как разгоняли выставку

Советское правительство под руководством генерального секретаря Леонида Брежнева усмотрело в выставке прямой вызов традиционной культуре и искусство. Было решено – произведения искусства и выставка направлены против СССР и пропагандируют западный уклад жизни.

Выставка должна была длиться два часа, но закончилась через несколько минут. На пустыре уже заранее стояли бульдозеры и машины: по официальным данным, планировался субботник. Художники «мешали» благоустройству города и были жестоко изгнаны.

Да, на выставку направили бульдозеры и полицейских для принудительного демонтажа экспонатов. Вид бульдозеров, продирающихся сквозь некогда потрясающие сооружения, шокировал зрителей и вызвал настоящее возмущение общественности. Художники, интеллектуалы и просто творцы пытались защитить произведения искусства, но в конечном итоге ничего не вышло.

Разгон выставки пожарными машинами

Картины сжигали и выбрасывали, по ним проезжались бульдозеры. Художников обливали грязной водой, некоторых арестовали. Выставка вызвала настоящий резонанс не только в зарубежном обществе, но и советском.

Картины после выставки

Влияние «бульдозерного» события на историю

Закрытие Бульдозерной выставки стало поворотным моментом в культурном лейтмотиве Советского Союза. Оно показало жесткую цензуру и контроль со стороны правительства и подчеркнуло огромное стремление творческого сообщества к свободе творчества и самовыражения.

Несмотря на попытки советского правительства подавить Бульдозерную выставку, ее последствия отразились на всей стране. Разбросанные остатки сооружений служили мощными символами сопротивления репрессивному государству. Многие художники продолжали создавать альтернативные произведения искусства,.

Бульдозерная выставка осталась знаковым моментом в советской истории, символом неповиновения советских художников режиму. Ее наследие сохранилось, напоминая миру о силе художественного самовыражения и важности борьбы за творческую свободу.

С любовью, команда SMITUP!