Блог новостей

Как научиться анализировать текст для написания сочинений в ЕГЭ по литературе?

Литература Лайфхаки
Основная проблема во время подготовки к ЕГЭ по литературе — это написание сочинения по методу анализа произведений. Часто выпускники начинают пересказывать текст в своих работах, указывать слишком много фактического материала или цитат.

Мы подготовили специальный чек-лист, благодаря которому вы сможете научиться анализировать все произведения из кодификатора.

КОНТЕКСТ И ЖАНР

  • Автор
Когда жил автор? Что из его биографии могло отразиться на творчестве? К какому литературному направлению он принадлежал? Какие черты его поэтики ты помнишь? Каким авторам он подражал? На каких авторов он повлиял?

  • Название
В названии содержится какой-то образ, символ? Название отсылает к другому произведению культуры? Как название соотносится с содержанием? Есть ли эпиграфы?

  • Дата написания
Как быстро было написано это произведение? Оно посвящено актуальным событиям, прошлому или будущему? Какой исторический контекст?

  • Род
К какому литературному роду относится текст? Почему этот род оказался наиболее подходящим для произведения?

  • Жанр
Какой жанр у произведения? Это авторский жанр или он соотносится с классической теорией литературы? Такой жанр типичен для времени написания текста?

СОДЕРЖАНИЕ


  • Композиция
Композиция линейная или особенная? Почему автор выбирает именно такую композицию? Как композиция влияет на восприятие содержания?

  • Хронотоп
Выдержано ли единство пространства и времени? Какие пространства и времена содержатся в произведении? Чем они отличаются, а чем похожи? Какие есть интерьеры?

  • Автор 2.0
Видим ли мы автора в тексте? Присутствует ли несколько рассказчиков или хотя бы один? Ярко ли выражена авторская позиция? Есть ли герои-носители авторской позиции? Явлен ли лирический герой в стихотворениях?

  • Персонажи и система мотивов
Какая система героев в произведении? Можно ли однозначно разделить героев на категории? Какие образы и мотивы сопровождают героев? Какую характеристику можно дать персонажам?

  • Конфликт\Проблематика
Конфликт разрешим или герои обречены? Один ли конфликт произведении? Какова проблематика текста?

  • Тема и идея
О чем этот текст? Что является главной мыслью? Насколько сильно зашифрован смысл? Что помогает определить его?


ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ


  • Ритмика
Какая рифмовка использована, если произведение относится к лирике? Какой в стихотворении размер? Присутствуют ли единоначалия, ассонансы, аллитерации? Что нового они добавляют тексту? Это актуально для каждого из родов литературы. Какова длина предложений? Важно ли это?

  • Настроение текста
Каким текст воспринимает читатель? Текст комичный, возвышенно-грустный, мрачный? Что способствует такой атмосфере? Настроение текста статично или присутствует градация?

  • Тропы
Присутствуют ли гиперболы\литоты?
Какой эмоциональный\смысловой заряд несут эпитеты?
Присутствуют ли сравнения, метафоры, олицетворения? Как они трансформируют восприятие конкретного образа?
Использует ли автор аллегории, перифразы, аллюзии, эвфемизмы?
В тексте есть фигуры речи: риторические вопросы, восклицания и обращения, повторы?

ВЫВОД


Как все перечисленное работает вместе и создает художественный мир произведения
Как все перечисленное отражает проблематику текста или конкретную проблему?
Как все перечисленное отражает уникальность произведения?

Надеемся, этот чек-лист облегчит вам подготовку к ЕГЭ по литературе. С любовью, команда Вили Брик!