Самоменеджмент – это умение управлять собой и своими ресурсами. Под ресурсами понимается: время, здоровье, энергия, финансы. Однако самоменеджмент больше всего уделяет внимание именно времени. Дисциплина учит оптимально и эффективно использовать свои ресурсы для достижения цели, а также достигать больших результатов при меньших нагрузках.
К основным понятиям самоменеджмента относится: 1. Целеполагание 2. Планирование 3. Принятие решение 4. Самоконтроль 5. Делегирование обязанностей
Чтобы научиться пользоваться самоменеджментом, необходимо начать с себя. Например, учиться ставить перед собой цели, контролировать их достижение и оценивать результат. Самоменеджмент учит распределять свои дела по приоритетам и при этом не перегружать организм и ментальное состояние.
Преимущества изучения самоменеджмента
Плюсов самоменеджмента достаточно много, но мы выделили основные.
Меньше затрат времени
Отсутствие в своей жизни спешки, суеты
Получение удовлетворения от жизни
Появление активной и обоснованной мотивации всего
Повышения уровня жизни, карьерный и личностный рост, рост компетенций
Достижение профессиональных и жизненных целей
Чтобы получить ещё больше пользы для себя от самоменеджмента, важно правильно выбрать методику, которая будет близка именно вам. Технологии этой дисциплины помогают сформировать свою главную миссию и стремиться к ней. О данных технологиях мы как раз поговорим дальше!
Метод целеполагания по SMART
Метод SMART — это особый способ постановки цели, при котором формируется конкретно желаемый результат. Суть этой методики состоит в правильном описании своей цели.
Ваша цель по SMART должна быть: S(specific) – конкретная. М(measurable) – измеримая. A(attainable) – достижимая. R(relevant) – значимая. T(time-bound) – с ограниченными сроками.
Обычная цель: написать книгу. Цель по SMART: написать книгу в жанре научная фантастика не меньше 300 страниц к сентябрю 2023 года.
Техника Pomodoro
Согласно этой технологии, отрезки времени, на которые делится работа, называются помидорами. Один «помидор» длится 30 минут: 25 минут работы и 5 минут отдыха. В дальнейшем эти интервалы можно менять индивидуально под каждого: например, 50 минут работы, а 15 минут отдыха.
Таким образом можно чётко понять, сколько тратится времени на ту или иную задачу, а также научиться фокусироваться на работе.
Матрица Эйзенхауэра
Это метод тайм-менеджмента и самоменеджмента, который помогает расставлять приоритеты. Достаточно сформировать список задач и ответить на два вопроса:
Это важно? (да/нет) Это срочно? (да/нет) Из этого выделяются четыре вида дел: Дела А – важные и срочные дела, которые необходимо сделать прямо сейчас. Дела В – важные, но несрочные дела. Дела С – срочные, но неважные дела. Дела D – несрочные и неважные, которые нужно исключить из своей жизни.
Техник самоменеджмента существует ещё множество. Главное – выберите удобную лично для вас. И помните: самоменеджмент нужно внедрять в свою жизнь пошагово.