Русский язык на ЕГЭ: средства выразительности
ЕГЭ по русскому языку – это не только проверка грамотности, но и умения анализировать текст, понимать его структуру и особенности. Одним из заданий, где это особенно важно, является задание 22.

В нём требуется найти в тексте средства выразительности и определить их роль. Чтобы успешно справиться с этим заданием, необходимо знать основные изобразительно-выразительные средства и уметь их отличать. Давайте разберёмся, что это за средства и как они работают!
Пример задания
Ответ: 75924

Теперь давайте перейдём к списку средств выразительности, которые могут встретиться на ЕГЭ. Готовы? Тогда поехали!
Изобразительно-выразительные средства фонетики
Аллитерация – это повторение одинаковых или похожих согласных звуков для создания определённого звукового эффекта.
Пример:
Шуршат шины на шоссе.

Ассонанс – повторение гласных звуков для усиления выразительности.
Пример:
Зеленеют земли перелеском,
Снежный месяц бледным, летним блеском…
(А. Белый)
Изобразительно-выразительные средства лексики
Эпитет – эмоционально-красочное определение, несущее особую эмоциональную и смысловую нагрузку
Пример:
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…
(А. С. Пушкин)

Метафора – скрытое сравнение, перенос свойств одного предмета на другой. Иными, словами метафора – сокращенное сравнение, лишенное союзов или других сравнительных слов.
Пример:
Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой.
(А.С. Пушкин)

Метонимия – замена одного слова другим на основе смежности понятий.
Пример:
Я три тарелки съел.

Олицетворение – придание неживым предметам свойств живых существ.
Пример:
О чем ты воешь, ветр ночной,
О чем так сетуешь безумно?
(Ф.И. Тютчев)

Гипербола – преувеличение для усиления выразительности.
Пример:
Я сто раз тебе говорил!

Литота – преуменьшение для создания эффекта.
Пример
Мальчик с пальчик.

Сравнение – уподобление одной ситуации другой, одного явления другому.
Пример:
Разливы рек ее, подобные морям…
(М.Ю. Лермонтов)
Изобразительно-выразительные средства синтаксиса
Синтаксический параллелизм – одинаковое построение предложений или их частей.
Пример:
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут…
(А.С. Пушкин)

Парцелляция – авторское членение текста (расчленение фразы на части или на отдельные слова).
Пример:
Был разбит стрелковый полк.
Наш. В бою неравном.
(Р.И. Рождественский)

Вопросно-ответная форма изложения – использование вопросов и ответов для привлечения внимания.
Пример:
Что такое счастье? Счастье – это путь.

Градация – последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор.
Пример:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Инверсия – нарушение обычного порядка слов для усиления выразительности.
Пример:
Присмиревшую музу мою
Я сам неохотно ласкаю!
(Н.А. Некрасов)

Лексический повтор – повторение одного и того же слова или выражения для акцента.
Пример:
Мне опостылели слова, слова, слова…
(А. Тарковский)

Анафора – единоначатие, повторение начальных слов, строк или фраз.
Пример:
Опять с вековой тоскою
Пригнулись к земле ковыли,
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали.

Эпифора – повторение одного и того же слова, фразы в конце отрезка речи.
Пример:
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Антитеза – противопоставление противоположных понятий, положений, образов
Пример:
Ученье – свет, а неученье – тьма.

Риторический вопрос/ восклицание/ обращение – вопрос, восклицание, обращение, не имеющие адресата.
Пример:
Отчего мне так грустно, береза?
Здравствуй, солнышко!
Что за люди!

Многосоюзие – избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов (реже – других служебных слов) при соединении однородных членов, частей предложения или предложений в составе сложного синтаксического целого, придающий высказыванию экспрессивный характер.
Пример:
И плащ, и стрела, и лукавый кинжал...
(А.С. Пушкин)

Бессоюзие – намеренный пропуск союзов для создания эффекта быстроты или напряжённости.
Пример:
Швед, русский, колет, рубит, режет... (А.С. Пушкин)
Надеемся, эта статья была полезной для вас!
Знание средств выразительности — это ключ к успешному выполнению задания 22 на ЕГЭ. Они помогают не только понять текст, но и увидеть его красоту, почувствовать эмоции автора. Практикуйтесь в их поиске, и вы сможете легко справиться с этим заданием.

С любовью, команда СМИТАП!