Самые сложные задания на ЕГЭ по биологии: как не допустить ошибок
ЕГЭ по биологии – это серьезное испытание, требующее не только глубоких знаний, но и умения анализировать, логически мыслить и работать с разными типами информации. В 2024 году выпускники столкнулись с особыми трудностями в некоторых заданиях, которые существенно повлияли на их результаты. Давайте разберем самые проблемные моменты и узнаем, как их преодолеть.
Что помешало набрать максимальные баллы в 2024 году?
К типичным трудностям на ЕГЭ по биологии в 2024 году можно отнести следующие пункты:

  • невнимательное прочтение инструкций к заданиям и указаний к их выполнению
  • неумение выделять главное в тексте задания (особенно это касается заданий из второй части, включающих объемный контекст биологического содержания)
  • неумение «читать» рисунки, схемы, графики, таблицы и извлекать из них необходимую информацию
  • трудности с анализом исходных данных
  • неумение определять причинно-следственные связи между процессами, одновременно протекающими в живых системах разных уровней

Если обратиться к методическим рекомендациям, то можно увидеть вот такую таблицу, где показаны недостаточно освоенные темы (иначе говоря, самые трудные разделы по биологии на экзамене):
А теперь давайте поговорим о заданиях, которые вызвали наибольшие трудности у учеников.
Отрицательный контроль в экспериментах
Отрицательный контроль – это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
Проблема: Только 19% выпускников правильно выполнили задания на постановку отрицательного контроля.

Суть задания: Нужно определить условия, при которых независимая переменная не влияет на зависимую. Например, в эксперименте с инфузориями, где изучается влияние концентрации соли на частоту пульсации вакуоли, отрицательный контроль должен исключать воздействие соли, но при этом сохранять физиологические условия для организмов.

Как избежать ошибки:
  • четко определите независимую и зависимую переменные
  • помните: отрицательный контроль – это не просто отсутствие воздействия, а условия, при которых объект остается в нормальном состоянии (например, пресная вода для инфузорий вместо дистиллированной)
  • убедитесь, что все остальные параметры (температура, вид организмов) остаются неизменными
Задания на последовательность процессов
Такой тип заданий встречается в линиях 8 (клетка как биологическая система / организм как биологическая система / селекция / биотехнология) и 16 (организм человека).
Проблема: Многие путаются в порядке биологических процессов или структурной организации.

Суть задания: Может требоваться выстроить последовательность этапов митоза, стадий развития организма или уровни организации живого (от клетки до органа).

Как избежать ошибки:
  • визуализируйте процессы: рисуйте схемы, используйте таблицы
  • для анатомических структур запоминайте принцип «от общего к частному» (например, ткань → орган → система)
  • тренируйтесь на реальных примерах из учебников и демоверсий ЕГЭ
Задания с изображениями
Проблема: Участники часто не узнают биологические объекты или неправильно интерпретируют схемы.

Суть задания: Нужно определить структуру по рисунку (например, органоид клетки) или объяснить процесс, изображенный на схеме (цепь питания, цикл развития растения).

Как избежать ошибки:
  • активно работайте с иллюстрациями в учебниках: подписывайте части, сравнивайте разные варианты
  • обращайте внимание на условные обозначения (стрелки, цветовые выделения)
  • для тренировки используйте атласы и онлайн-ресурсы с микрофотографиями
Метапредметные задания (с привлечением знаний из химии, физики)

Проблема: В 2024 году только 29% справились с заданиями, требующими междисциплинарных знаний.


Суть задания: Например, объяснить, почему в теплой воде рыбы гибнут от недостатка кислорода (химия: растворимость газов) или проанализировать филогенетическое дерево с учетом геологических эпох.


Как избежать ошибки:

  • повторите базовые законы химии (растворимость, pH) и физики (диффузия, осмос)
  • учитесь выявлять причинно-следственные связи: задавайте вопрос «почему?» к каждому явлению
  • для эволюционных задач запомните ключевые события геологической истории (например, разделение материков)
И напоследок! Наш преподаватель по биологии Миша Гис вместе с командой СМИТАП подготовил для вас полезную методику жизненные циклы растений. Забирайте ее и готовьтесь к биологии с удовольствием!
С любовью, команда СМИТАП!