Типичные ошибки на ЕГЭ по информатике: как избежать
Сдача ЕГЭ по информатике – это важный этап для многих выпускников, особенно для тех, кто планирует связать свою жизнь с IT, программированием или другими техническими направлениями. Однако, даже хорошо подготовленные ученики часто допускают ошибки, которые могут существенно снизить итоговый балл.

В этой статье мы разберем самые распространенные ошибки на ЕГЭ по информатике и дадим практические советы, как их избежать. Вы узнаете, на какие задания стоит обратить особое внимание, как правильно распределить время на экзамене и какие ловушки подстерегают в формулировках задач.
Задание №5
Это задание посвящено анализу алгоритмов для исполнителей. Здесь необходимо перебрать набор чисел, каждое из которых прогоняется по определенному алгоритму.

Почему оно вызывает трудности?

Задание часто вызывает трудности, поскольку выпускники пытаются выполнить его вручную, не прибегая к использованию компилятора. В частности, задание №5 требует перевода чисел в системы счисления, отличные от двоичной, и многие студенты не знают, как это сделать.

Пример задания
Советы, как не допустить ошибок и выполнить задание правильно

  • запомните алгоритм выполнения задания на Python и используйте его как шаблон, просто меняя код по мере необходимости.
  • освойте принцип перевода чисел из одной системы счисления в другую и активно применяйте его в любых задачах, создавая отдельные функции для этого
Задание №9
Это задание посвящено анализу табличных данных. Выпускникам нужно найти информацию в таблице, где в каждой строке содержится от 3 до 7 чисел, в зависимости от конкретного задания. Задача — определить количество строк, которые соответствуют заданному условию.

Почему оно вызывает трудности?

Многие ученики пытаются решать задачу «в лоб», перебирая все условия из задания подряд, что приводит к ошибкам из-за пропуска некоторых условий или неправильного подсчета. Также часто возникают сложности при работе с логическими операциями («И», «ИЛИ») и условиями сравнения.

Пример задания
Советы, как не допустить ошибок и выполнить задание правильно

  • четко анализируйте условие задачи
  • используйте методы работы с таблицами: применяйте циклы для перебора элементов массива; используйте логические операторы для проверки условий
  • проверяйте каждую строку отдельно, а затем суммируйте результаты
Задание №17
Это задание посвящено работе с массивами. Здесь от ученика требуется обработать одномерный массив чисел, согласно заданным условиям. Например, найти минимальное значение среди всех нечётных чисел массива или посчитать сумму элементов, стоящих между двумя максимальными значениями.

Почему оно вызывает трудности?

Ученики часто забывают про обработку граничных случаев, отсутствие нужных значений в массиве или правила обработки пустого массива. Кроме того, могут возникать ошибки при использовании сложных условий поиска и обработке данных.

Пример задания
Советы, как не допустить ошибок и выполнить задание правильно

  • внимательно читайте условие и учитывайте все возможные случаи
  • используйте цикл для перебора массива и проверки каждой пары элементов на соответствие условиям
  • заранее рассчитывайте важные параметры, такие как: среднее арифметическое всех элементов; минимальный или максимальный элемент, кратный заданному значению
  • храните промежуточные результаты для дальнейшего использования
Задание №16
Это задание посвящено рекурсии. Задача учеников – написать рекурсивную функцию для вычисления значения рекуррентной зависимости.

Почему оно вызывает трудности?

Рекурсия часто представляет собой сложное понятие для многих учеников, поскольку они не всегда понимают принцип её работы. Это может приводить к ошибкам при определении базового случая и рекурсивного вызова функции.

Пример задания
Советы, как не допустить ошибок и выполнить задание правильно

  • четко определите граничный случай, при котором функция должна остановиться
  • корректно сформулируйте каждое условие рекурсии
  • если вы понимаете, что рекурсия может превысить 1000 итераций, рассмотрите возможность использования циклов и массивов вместо рекурсии
Задание №14
Это задание посвящено системам счисления и направлено на проверку навыков перевода чисел между различными системами. Чаще всего требуется переводить числа из одной системы в десятичную и обратно.

Почему оно вызывает трудности?

Ученики часто путают правила перевода чисел между различными системами счисления. Кроме того, важно помнить, с какими системами счисления работают программные методы перевода чисел.

Пример задания
Надеемся, эта статья была полезной для вас!
Хотите еще один бонус? Наш преподаватель по информатике Даня Байт подготовил для вас чек-лист по основным темам ЕГЭ по информатике. Скорее забирайте ее тут и не допускайте ошибок на экзамене!
С любовью, команда СМИТАП!